НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2017
« Совершенствование профессиональной компетенции
управления развитием образовательных отношений в достижении современных результатов»
НАПРАВЛЕНИЕ.
ТЕЗИСЫ
«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников через активное взаимодействие с их семьями»
Маслова Елена Анатольевна
воспитатель
МДОУ «Муниципальный детский сад «Сказка»
Жуковского района Калужской области
Г. Жуков
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский.
«Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий»
В. А. Сухомлинский.
Всемирная организация здравоохранения определяет «здоровье» как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Если 10 лет назад можно было говорить о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Здоровье ребенка, физическое и психическое, - это самая большая драгоценность и они нераздельно связаны между собой.
Поэтому одна из главных стратегических задач развития нашего государства - это сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, которая регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами, как:
* Закон РФ «Об образовании» (ст.51)
* «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»
А так же Указами Президента России:
* «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»
* «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 2 января 2014 года. ФГОС ставит перед педагогами задачи, направленные на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Так что же такое «здоровье»? Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип
единства организма, самостоятельной регуляции и уравновешенного взаимодействия всех
органов.
Физическое здоровье - естественное состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно выполнять свои основные функции и максимально адаптироваться к окружающей среде.
Психическое здоровье ребенка – это состояние благополучия, при котором ребенок способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. Или другими словами – нормальное поведение, социальное и эмоциональное состояние. Психически здоровые дети характеризуются нормальным уровнем общего и познавательного развития, у них сформированы определенные интеллектуальные умения; обладает свойственным своему возрасту логическим мышлением и адекватной самооценкой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Им несложно переходить от одного вида занятий к другому, при этом они умеют довести дело до логического завершения. К окружающим они относятся с состраданием и сопереживанием; активны, инициативны, свою долю ответственности за происходящее. У адаптированных к жизни детей складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошо контактируют со сверстниками и имеют близких друзей.
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. Это самое благоприятное время для формирования у воспитанников элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие. Происходит формирование интереса к различным, доступным детям, видам двигательной деятельности, развитие положительных, нравственно-волевых черт личности, подготовка их к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на соответствие данным требованиям - «здоровьесберегающие технологии».
Концепция модернизации российского образования в настоящий период подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Именно они обязаны закладывать основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте».
В Российской культуре и педагогике духовным центром для ребенка, нравственным основанием и образцом всегда является семья, ее ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьей. Важность и необходимость сотрудничества, семьи и детского сада, никогда не ставилось мною, как воспитателем, под сомнение. От моей работы зависит то, насколько семья понимает действия, проводимые ДОУ по отношению к развитию детей, и участвует в их реализации. Я стараюсь способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и созданию комфортных, благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка.
Я считаю, что дети, родители, воспитатели – члены одного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.
Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.
Стараюсь творчески и неформально подходить к вопросу организации взаимодействия с родителями. Родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Моя задача - сделать родителей самыми активными участниками педагогического процесса, помочь родителям осознать свою родительскую миссию, и величайшую ответственность за будущее ребенка. Сегодня воспитатель является как бы коммуникатором между ребенком и родителем. Только равноправное творческое взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников является залогом полноценного развития, укрепления и сохранения физического и психического здоровья воспитанников. Оказание помощи родителям в воспитании детей я осуществляю через организацию педагогического просвещения родителей. Знакомлю родителей с содержанием Программы, особенностями учебно-воспитательного процесса, постепенно вовлекаю их в совместную деятельность с детьми. Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не боятся пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решают сообща.
Организуя совместную деятельность родителей и детей, я стараюсь обеспечить формирование доброжелательных отношений в семье, привлекать родителей к решению проблем детей (выпуск газет, участие в различных конкурсах, подготовка костюмов к праздникам, организация субботников, совместное заучивание стихотворений и т.д.).Мое сотрудничество с детьми и родителями реализуется в различных формах совместной деятельности (собрания, консультации, беседы), но ко всему тщательно готовлюсь и стараюсь подходить творчески. Особое внимание стараюсь уделять индивидуальным формам. Так как именно в индивидуальном общении родители больше проникаются тревогами и проблемами и в дальнейшем становятся моими союзниками. В общении с коллективом родителей стараюсь проявлять учтивость и корректность, сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в группе мероприятиях. Начиная работать с семьями воспитанников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями. Сначала надо было завоевать доверие родителей, они поверили мне, что пребывание каждого ребенка в группе будет благополучным.
Психологическое здоровье ребёнка зависит от социальных факторов, прежде всего характера детско-родительских отношений, развивающей среды, эмоциональной атмосферы созданной в группе и в детской саду. Постоянно веду разъяснительную работу, что наиболее гармонично ребёнок развивается в той семье, где учитывается его эмоциональное состояние, оказывается родительская поддержка. Каждому ребенку очень важно знать, что он защищен и услышан. Дети приняли правило, что «все когда-то были маленькими и ничего не умели, что всему можно научиться, если хочешь; нельзя смеяться над другими; если научился сам – научи другого или помоги».
Совместную деятельность детей, родителей по сохранению психического здоровья в своей группе я считаю успешной. Нет незамеченных детей, каждый ребенок желанен и услышан. Дети и родители положительно настроены на совместную работу. В новогоднем утреннике главные роли сыграли четверо пап – какое чувство гордости у детей! Прививаю детям чувство толерантности и уважения к культуре других народов. Любое дело с детьми мы начинаем с совместного обсуждения, планирования утром и подведения итогов деятельности - вечером. Каждый стремится оказать посильную помощь для общего дела (участие в акции по сбору макулатуры, субботники, создание фильмов о жизни группы). Отошла от навязывания своего мнения и давление на детей и родителей. Предлагаю детям самим находить выход из конфликтных ситуаций. Могу сказать с полной уверенностью, что дружат не только дети, но и родители.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Для этого провожу различные конкурсы газет о питании, о здоровом образе жизни семьи (фото с соревнований и с отдыха). Проводим Дни здоровья, совместные спортивные праздники (в этом году группа заняла первое место среди старших групп в «Веселых стартах»), родительские собрания и консультации по обучению родителей оздоровительному массажу, дыхательным упражнениям и т.д. Чтобы наши дети были здоровы, стараюсь научить их правилам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью. Воспитываю потребность детей к здоровому образу жизни. Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью, искать новые формы для создания условий для охраны жизни и укрепления физического здоровья детей.
Ежедневно в плане подвижные игры и упражнения, которые дают детям возможность активно двигаться; обучаю детей правилам безопасности. Для развития эмоционального благополучия использую игры на снятие напряжения и негатива у детей. Стараюсь создать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использую различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Для полноценного физического развития необходима правильно организованная предметно – пространственная среда. В группе созданы «кубы здоровья», которые легко использовать, перемещать. В них находятся наши «дорожки здоровья», скакалки, мячи, кегли, детские экспандеры, кольцебросы. Очень нравится детям босохождение и пластические этюды (вот, где видно насколько дети раскрепощаются и преображаются).
На групповом участке родители установили баскетбольное кольцо, вкопали разновысотные бревна для хождения, приобрели физкультурные атрибуты, которые стимулируют физическую активность детей, появляется желание двигаться, познавать, появляется интерес к спортивным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. На игровой площадке достаточно места для двигательной и познавательной активности.
Включение родителей в физкультурно-оздоровительный процесс помогает решать следующие задачи: саморазвитие и повышение педагогической компетентности родителей через участие в спортивно-оздоровительной жизни собственного ребенка, формирование доверительных, партнерских отношений педагога и родителей, мотивировать родителей для активного участия в жизни ребенка ДОУ.
Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру - всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании - это любовь родителей, внимание к каждому ребенку педагогов и персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать работу по сохранению физического и психического здоровья максимально эффективной.
Я убеждена, что наше взаимодействие с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности будет способствовать правильному физическому развитию дошкольников, укреплению их физического и психического здоровья, снижению заболеваемости, улучшению качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей. Работы много, предстоит найти новые подходы к родителям, чтобы вовлечь их в совместную работу.
|