Пятница, 15.11.2024, 03:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Консультация для родителей.

 

Н. Павлова

Готовность старшего дошкольника к обучению в школе.

          Все родители шестилеток и семилеток с радостью и некоторой тревогой ждут того момента, когда их ребёнок пойдёт в первый класс. Они задумываются о том, понравится ли малышу в школе, всё ли он будет успевать, найдёт ли там новых друзей. Но не все родители могут для себя сформулировать: «что же такое готовность к школе?»

           Период между шестью и семью годами определяется как переломный, суть которого состоит в фактическом переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.

           В этот период наблюдается выраженная перестройка во многих сферах развития ребёнка. Наблюдается активизация физического развития, увеличивается рост и масса тела, изменяются пропорции тела ребёнка. Происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, формируются двигательные качества, укрепляются мелкие мышцы кистей рук и стопы. Это имеет важное значение для подготовки руки к письму и профилактики плоскостопия. Увеличиваются психофизиологические ресурсы мозга: размер коры больших полушарий мозга составляет на седьмом году жизни до 80-90% размеров поверхности мозга взрослого человека. К шести годам процесс возбуждения и торможения лучше сбалансирован. Возрастает способность к произвольному управлению поведением. Это проявляется как во внешних действиях, так и во внутренних процессах: внимании, восприятии, памяти.

            Таким образом, организм старшего дошкольника «созревает» к школе.

          Понятия «готовность к школе» и «школьная зрелость» связаны между собой, но не идентичны.

          Под школьной зрелостью понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического школьного обучения, учебные нагрузки, новый режим жизни являются доступными для ребёнка и не вызывают нежелательных перегрузок его организма.

          К информативным показателям школьной зрелости относятся:

          Нормативные показатели физического развития (соответствие роста и массы тела возрастным нормативам, смена молочных зубов на постоянные и т. п.)

          Степень развития речи (отсутствие дефектов произношения, объём словаря, разнообразность речевых конструкций)

          Успешность выполнения ориентировочного теста на «школьную зрелость» Керна-Ирасека

          Развитие произвольного внимания.

          Опыт показывает, что в период от шести до семи лет происходит интенсивное формирование школьной зрелости. В результате к семи годам подавляющее большинство детей может быть отнесено к высокому и среднему уровню школьной зрелости.

          Если школьная зрелость выступает как прежде всего как функциональная зрелость организма, то готовность к школе предполагает достижение ребёнком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.

          Таким образом, готовность к школе является результатом продуманной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду. Она выступает как интегральная характеристика достигнутого ребёнком к моменту поступления в школу уровня интеллектуального, нравственно-волевого, личностного и физического развития. Готовый к школе ребёнок активно принимает новую позицию школьника, успешно выполняет новые требования к деятельности и поведению, демонстрирует высокую продуктивность обучения.

          Личностная готовность.

          Для выявления отношения детей к предстоящему обучению можно просто побеседовать о школе. Вопросы позволяют выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе.

Примерное содержание вопросов следующее:

  1. Хочешь ли ты учиться в школе. Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку).
  2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объём сведений о школьной действительности, которыми располагают дети).
  3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе).
  4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе).
  5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему обучению).

          Высокий уровень личностной готовности предполагает наличие у ребёнка учебно-познавательного мотива поступления в школу, большого объёма знаний, информированности и высокую самооценку.

          Нравственно-волевая готовность

          Проанализировать деятельность ребёнка можно с позиции следующих компонентов нравственно-волевой готовности:

  • Организованность: готовность к деятельности, наличие принадлежностей, умение точно выполнять указания взрослого или следовать своему плану.
  • Дисциплинированность: умение сохранять внимание, не отвлекаться, своевременно выполнять все задания, относить общие указания взрослого к себе лично, чутко реагировать на замечания.
  • Самостоятельность: выполнять задания без помощи взрослого, не повторять чужих ошибок, после выполнения задания попытаться проверить его, исправить ошибки.
  • Культура поведения: умение соблюдать правила – поднимать руку, сдерживаться, правильно обращаться ко взрослому; дружеское отношение к сверстникам.
  • Эмоциональное состояние: положительный настрой, проявление живого интереса к занятию.

          Интеллектуальная готовность

         Важнейшими компонентами интеллектуальной готовности являются:

  • Объём знаний ребёнка, их полнота, правильность, умение оперировать знаниями при выполнении разных заданий.
  • Состояние речи.
  • Овладение элементарной учебной деятельностью: умение внимательно слушать задание, своевременно приступить к его выполнению, добиться результата, проявить стремление к самопроверке, оценить свою работу и работу сверстника.
  • Способность детей к элементарному анализу, сравнению, рассуждению, несложному обобщению с позиции имеющихся знаний и личного опыта.
  • Состояние внимания, его устойчивость, проявление интереса к учебной деятельности, активность и работоспособность.

          Подготовить ребёнка к школе – это не значит научить его читать и писать!!!

Необходимо создать условия для всестороннего развития, формировать личность, воспитывать потребность к деятельности, в том числе и умственной. Нужно знать и понимать своего ребёнка.

И тогда наступит этот радостный и долгожданный момент поступления в школу!

 

 

Консультация для родителей

«Как самостоятельно проанализировать готовность своего ребенка к школе »

 

Основные признаки школьной зрелости детей.

Прежде всего, необходима достаточная интеллектуальная зрелость, которая включает не только сумму знаний, но и способность к обучению, что требует достаточной концентрации внимания, т. е. собранности, усидчивости.

  • необходима эмоциональная зрелость, т. е. возможность управлять своими чувствами: сдерживать, подчиняться требованиям учителя, правильно реагировать, уметь вести себя в конкретной школьной ситуации. Наконец, ребенок должен обладать и социальной зрелостью: не только стремиться к общению с др. детьми, но и подчиняться требованиям коллектива.

В силу особенностей темперамента, характера, поведения дети с нормально развитым интеллектом могут не успевать в школе. Одни чрезмерно подвижны, отвлекаемы и поэтому пропускают объяснения учителя. Другие, наоборот, чрезвычайно медлительны и не справляются с заданием в течение урока.

Физическое и психическое развитие при нормальном развитии связаны между собой. Неловкие, медлительные, неуклюжие дети могут отставать в психическом развитии. Если с помощью спортивных игр и занятий спортом у них удастся развить двигательную координацию и скорость реакций, то это благотворно сказывается на умственных занятиях.

Непоседливых, отвлекаемых детей следует приучать к усидчивости с помощью игр, требующих собранности, концентрации внимания.

Хорошим показателем зрелости является развитая речь с четкой дикцией и большим словарным запасом.

Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная учебная деятельность ребенка зависит в первую очередь от его физиологического и психологического развития.

Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребенка и состоянием его здоровья.

Психологическая готовность – определяется сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации,

активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.

Уважаемые родители,

попробуйте самостоятельно проанализировать

готовность своего ребенка к школе.

Особое внимание обратите на детей из так называемой группы риска:

  • часто болеющие и ослабленные дети,
  • слишком подвижные (гиперактивные) или особо медлительные (гиподинамичные),
  • леворукие дети,
  • дети с бедным словарным запасом и невыразительной речью,
  • с узким кругозором,
  • не способные анализировать,
  • тревожные,
  • не умеющие общаться и застенчивые.

Ответьте на следующие вопросы:

Способен ли ваш ребенок

1. В течение минимум 30 мин. самостоятельно, не отвлекаясь, заниматься каким-либо одним делом.

2. В течение 10 мин по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6-7 предложений.

3. За 3 мин собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей.

4. В течение 1-2 мин составить из 5-6 цифр (например, 2, 8, 5, 9, 4, 10)последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке.

5. При сравнении двух предметов выделить признаки сходства и различия.

6. В течение 3 мин назвать не менее четырех диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц, цветов.

Кроме того, присмотритесь, как он ведет себя при знакомстве с новыми людьми (взрослыми и сверстниками), любит ли конструировать, интересно ли ему получать новые знания (задает вопросы, смотрит познавательные передачи).

 

Желаю успеха!

 

 

 


Часы
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz