ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Консультация для родителей.
Н. Павлова
Готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Все родители шестилеток и семилеток с радостью и некоторой тревогой ждут того момента, когда их ребёнок пойдёт в первый класс. Они задумываются о том, понравится ли малышу в школе, всё ли он будет успевать, найдёт ли там новых друзей. Но не все родители могут для себя сформулировать: «что же такое готовность к школе?»
Период между шестью и семью годами определяется как переломный, суть которого состоит в фактическом переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
В этот период наблюдается выраженная перестройка во многих сферах развития ребёнка. Наблюдается активизация физического развития, увеличивается рост и масса тела, изменяются пропорции тела ребёнка. Происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, формируются двигательные качества, укрепляются мелкие мышцы кистей рук и стопы. Это имеет важное значение для подготовки руки к письму и профилактики плоскостопия. Увеличиваются психофизиологические ресурсы мозга: размер коры больших полушарий мозга составляет на седьмом году жизни до 80-90% размеров поверхности мозга взрослого человека. К шести годам процесс возбуждения и торможения лучше сбалансирован. Возрастает способность к произвольному управлению поведением. Это проявляется как во внешних действиях, так и во внутренних процессах: внимании, восприятии, памяти.
Таким образом, организм старшего дошкольника «созревает» к школе.
Понятия «готовность к школе» и «школьная зрелость» связаны между собой, но не идентичны.
Под школьной зрелостью понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического школьного обучения, учебные нагрузки, новый режим жизни являются доступными для ребёнка и не вызывают нежелательных перегрузок его организма.
К информативным показателям школьной зрелости относятся:
Нормативные показатели физического развития (соответствие роста и массы тела возрастным нормативам, смена молочных зубов на постоянные и т. п.)
Степень развития речи (отсутствие дефектов произношения, объём словаря, разнообразность речевых конструкций)
Успешность выполнения ориентировочного теста на «школьную зрелость» Керна-Ирасека
Развитие произвольного внимания.
Опыт показывает, что в период от шести до семи лет происходит интенсивное формирование школьной зрелости. В результате к семи годам подавляющее большинство детей может быть отнесено к высокому и среднему уровню школьной зрелости.
Если школьная зрелость выступает как прежде всего как функциональная зрелость организма, то готовность к школе предполагает достижение ребёнком к моменту школьного обучения оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.
Таким образом, готовность к школе является результатом продуманной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы, проводимой в семье и детском саду. Она выступает как интегральная характеристика достигнутого ребёнком к моменту поступления в школу уровня интеллектуального, нравственно-волевого, личностного и физического развития. Готовый к школе ребёнок активно принимает новую позицию школьника, успешно выполняет новые требования к деятельности и поведению, демонстрирует высокую продуктивность обучения.
Личностная готовность.
Для выявления отношения детей к предстоящему обучению можно просто побеседовать о школе. Вопросы позволяют выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе.
Примерное содержание вопросов следующее:
- Хочешь ли ты учиться в школе. Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку).
- Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объём сведений о школьной действительности, которыми располагают дети).
- От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе).
- Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе).
- Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему обучению).
Высокий уровень личностной готовности предполагает наличие у ребёнка учебно-познавательного мотива поступления в школу, большого объёма знаний, информированности и высокую самооценку.
Нравственно-волевая готовность
Проанализировать деятельность ребёнка можно с позиции следующих компонентов нравственно-волевой готовности:
- Организованность: готовность к деятельности, наличие принадлежностей, умение точно выполнять указания взрослого или следовать своему плану.
- Дисциплинированность: умение сохранять внимание, не отвлекаться, своевременно выполнять все задания, относить общие указания взрослого к себе лично, чутко реагировать на замечания.
- Самостоятельность: выполнять задания без помощи взрослого, не повторять чужих ошибок, после выполнения задания попытаться проверить его, исправить ошибки.
- Культура поведения: умение соблюдать правила – поднимать руку, сдерживаться, правильно обращаться ко взрослому; дружеское отношение к сверстникам.
- Эмоциональное состояние: положительный настрой, проявление живого интереса к занятию.
Интеллектуальная готовность
Важнейшими компонентами интеллектуальной готовности являются:
- Объём знаний ребёнка, их полнота, правильность, умение оперировать знаниями при выполнении разных заданий.
- Состояние речи.
- Овладение элементарной учебной деятельностью: умение внимательно слушать задание, своевременно приступить к его выполнению, добиться результата, проявить стремление к самопроверке, оценить свою работу и работу сверстника.
- Способность детей к элементарному анализу, сравнению, рассуждению, несложному обобщению с позиции имеющихся знаний и личного опыта.
- Состояние внимания, его устойчивость, проявление интереса к учебной деятельности, активность и работоспособность.
Подготовить ребёнка к школе – это не значит научить его читать и писать!!!
Необходимо создать условия для всестороннего развития, формировать личность, воспитывать потребность к деятельности, в том числе и умственной. Нужно знать и понимать своего ребёнка.
И тогда наступит этот радостный и долгожданный момент поступления в школу!
Консультация для родителей
«Как самостоятельно проанализировать готовность своего ребенка к школе »
Основные признаки школьной зрелости детей.
Прежде всего, необходима достаточная интеллектуальная зрелость, которая включает не только сумму знаний, но и способность к обучению, что требует достаточной концентрации внимания, т. е. собранности, усидчивости.
- необходима эмоциональная зрелость, т. е. возможность управлять своими чувствами: сдерживать, подчиняться требованиям учителя, правильно реагировать, уметь вести себя в конкретной школьной ситуации. Наконец, ребенок должен обладать и социальной зрелостью: не только стремиться к общению с др. детьми, но и подчиняться требованиям коллектива.
В силу особенностей темперамента, характера, поведения дети с нормально развитым интеллектом могут не успевать в школе. Одни чрезмерно подвижны, отвлекаемы и поэтому пропускают объяснения учителя. Другие, наоборот, чрезвычайно медлительны и не справляются с заданием в течение урока.
Физическое и психическое развитие при нормальном развитии связаны между собой. Неловкие, медлительные, неуклюжие дети могут отставать в психическом развитии. Если с помощью спортивных игр и занятий спортом у них удастся развить двигательную координацию и скорость реакций, то это благотворно сказывается на умственных занятиях.
Непоседливых, отвлекаемых детей следует приучать к усидчивости с помощью игр, требующих собранности, концентрации внимания.
Хорошим показателем зрелости является развитая речь с четкой дикцией и большим словарным запасом.
Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная учебная деятельность ребенка зависит в первую очередь от его физиологического и психологического развития.
Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребенка и состоянием его здоровья.
Психологическая готовность – определяется сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации,
активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.
Уважаемые родители,
попробуйте самостоятельно проанализировать
готовность своего ребенка к школе.
Особое внимание обратите на детей из так называемой группы риска:
- часто болеющие и ослабленные дети,
- слишком подвижные (гиперактивные) или особо медлительные (гиподинамичные),
- леворукие дети,
- дети с бедным словарным запасом и невыразительной речью,
- с узким кругозором,
- не способные анализировать,
- тревожные,
- не умеющие общаться и застенчивые.
Ответьте на следующие вопросы:
Способен ли ваш ребенок
1. В течение минимум 30 мин. самостоятельно, не отвлекаясь, заниматься каким-либо одним делом.
2. В течение 10 мин по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6-7 предложений.
3. За 3 мин собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей.
4. В течение 1-2 мин составить из 5-6 цифр (например, 2, 8, 5, 9, 4, 10)последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке.
5. При сравнении двух предметов выделить признаки сходства и различия.
6. В течение 3 мин назвать не менее четырех диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц, цветов.
Кроме того, присмотритесь, как он ведет себя при знакомстве с новыми людьми (взрослыми и сверстниками), любит ли конструировать, интересно ли ему получать новые знания (задает вопросы, смотрит познавательные передачи).
Желаю успеха!